Публичный отчет
ПОЛОЖЕНИЕ
о научном обществе учащихся лицея "Прометей"

1. Общие положения

1.1. Научное общество учащихся лицея (НОУЛ) создано в октябре 2005 года и функционирует в рамках лицея, МПГУ им. Ленина и МГТУ им. Н.Э.Баумана в целях формирования устойчивого интереса к исследованиям в различных областях знания.

1.2. НОУЛ "Прометей" - добровольное научно-творческое формирование учащихся 2 - 11 классов лицея, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности под руководством научных руководителей - педагогов, специалистов вузов.

1.3. НОУЛ выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний.

1.4. Общее руководство НОУЛ осуществляет научно-методический совет лицея совместно с заместителем директора по научно-исследовательской работе.

1.5 НОУЛ имеет свое название, эмблему, девиз.

2. Задачи научного общества учащихся лицея

2.1. Привлечение всего педагогического коллектива к организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

2.2. Формирование системы работы с одарёнными детьми на основе комплексной программы развития их творческой, познавательной активности.

2.3. Раннее выявление и развитие интеллектуального потенциала лицеистов, склонности к научно - поисковой деятельности.

2.4. Создание условий для стимулирования деятельности учащихся по переводу их учебной деятельности в научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную путем обеспечения взаимосвязи между учителями лицея и преподавателями вузов.

2.5. Активное включение лицеистов в процесс самообразования и саморазвития, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

2.6. Обеспечение пространства для выбора научной проблемы в соответствии со склонностями, способностями и интересами лицеистов.

2.7. Организация научно-исследовательской работы лицеистов на базе научных центров, лабораторий, кафедр вузов, библиотек.

2.8. Обучение лицеистов методам и приемам научных исследований, умению обращаться с необходимыми для экспериментов приборами, оборудованием, работе с научной литературой и материалами современных информационных технологий.

2.9. Пропаганда среди школьников достижений отечественной и мировой науки.

2.10. Содействие эффективности профориентации к профотбору выпускников лицея.

2.11. Воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.

2.12. Создание лаборатории информационных и научно-исследовательских технологий.

3. Содержание деятельности

3.1. Создание банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности учащихся.

3.2. Разработка и реализация индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей.

3.3. Организация работы научных объединений и секций.

3.4. Регулярное проведение научно-практических конференций в лицее и участие в городских, областных, московских, региональных, российских и международных научных конференциях по различным областям знаний.

3.5. Участие лучших работ лицеистов на научной конференции молодых исследователей Российской научно-социальной программы "Шаг в будущее" и "Космонавтика";

3.6. Издание ежегодного сборника научно-исследовательских работ членов НОУЛ "Прометей"

3.7. Организация и проведение лицейских олимпиад и интеллектуальных конкурсов по развитию познавательных интересов и творческих способностей лицеистов, участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах разного уровня.

4. Структура и организация работы НОУЛ "Прометей"

4.1. НОУЛ включает в себя три объединения: физико-математическое, естественнонаучное и гуманитарное, руководство которыми осуществляют кураторы. В структуре научных объединений лицея функционируют секции:

  • математика, физика, информатика и информационные технологии;
  • химия, биология, география, экология;
  • социальные, гуманитарные, экономические науки и прикладное искусство.
  • 4.2. Координирует работу НОУЛ и назначает председателя НОУЛ и кураторов научных объединений из числа наиболее опытных и квалифицированных педагогов научно-методический совет. Председатель научного общества является членом научно-методического совета лицея.

    4.3. Высшим органом НОУЛ является общая конференция всех участников научного общества "Прометей", которая проводится не реже двух раз в год. Конференция определяет задачи НОУЛ на учебный год, утверждает планы работы, подводит итоги работы, заслушивает отчеты о работе кураторов объединений и руководителей секций, избирает совет НОУЛ и т.п.

    4.4. В период между общими конференциями руководство деятельностью НОУЛ осуществляет Коллегия научного общества во главе с председателем НОУЛ. Членство в Коллегии кураторов объединений, руководителей секций, представителей МГТУ им. Н.Э. Баумана, МПГУ, а также представителей иных научных и культурно-просветительских учреждений обязательно.

    4.5. Основными функциями Коллегии научного общества являются: прием новых членов общества, оказание конкретной помощи научным руководителям, консультантам, кураторам. Коллегия координирует работу своих действительных членов, оказывает им содействие в проведении исследований, обмене собранной информации и пропаганде результатов их работы. Коллегия научного общества лицея устанавливает и развивает контакты с другими родственными организациями, научными коллективами, вузами, научно-просветительскими учреждениями, музеями и т.п. Коллегия научного общества издает сборники работ своих членов.

    4.6. Функционирование НОУЛ предполагает деятельность пресс-центра.

    4.7. Секционные занятия членов НОУЛ могут носить коллективный, групповой или индивидуальный характер. График занятий и консультаций утверждается на заседании Коллегии НОУЛ.

    4.9. Деятельность НОУЛ предполагает организацию и проведение научно-практических конференций, дней науки, олимпиад, интеллектуальных конкурсов, выставок, экспедиций, учебных сборов и т.д.

    5. Требования к исследовательской деятельности членов НОУЛ

    5.1. Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства, объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место по исследуемой проблеме.

    5.2. . Исследовательская работа должна соответствовать следующим требованиям:

  • целостность и грамотное структурирование;
  • достоверность и доказательность;
  • понятность, точность и правильность всех формулировок;
  • четкое и яркое представление результатов исследования;
  • соответствие оформления принятым нормам;
  • наличие необходимых приложений (рисунков, чертежей, карт, графиков и т.д.);
  • наличие рецензии научного руководителя.
  • 5.3. Деятельность НОУЛ способствует формированию и совершенствованию у лицеистов:

  • анализа, критической оценки, выделению ведущих идей и результатов своей деятельности;
  • выбору и обоснованию тем исследования;
  • определению объекта, предмета, цели, гипотезы, задач и этапов исследования;
  • подбору литературы, необходимой для осмысления тем исследования, сопоставлению собственных наблюдений с опытом работы, отраженным в литературе по данной теме;
  • выбору средств и методов исследования;
  • обобщению полученных результатов и их описанию;
  • формулировке выводов и рекомендаций по результатам исследований;
  • навыков рефлексии результатов исследовательской работы.
  • 5.4. Научными руководителями исследовательских работ членов НОУЛ могут быть педагоги лицея, ученые, специалисты вузов и других организаций. Они выдают учащимся задания, определяют базу опытно-экспериментальной работы, сроки выполнения и завершения работы, регулярно консультируют учащихся по возникающим вопросам.

    5.5. Тематика исследований учащихся определяется с научным руководителем и обсуждается на заседании секции соответствующего научного объединения.

    6. Права и обязанности членов НОУЛ

    6.1. Членом НОУЛ могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в научном объединении и проявившие склонность к научному творчеству.

    6.2. Зачисление в научное общество производится на основании личного заявления учащегося. Членам НОУ выдаётся соответствующее удостоверение.

    6.3. Члены научного общества имеют право:

  • выбирать направление своей исследовательской деятельности, получать необходимые консультации от специалистов по данной проблеме (возможно привлечение для этой цели специалистов вузов, музеев и т.п.);
  • работать в в различных объединениях, секциях и творческих группах НОУЛ;
  • самостоятельно углублять знания по избранной области науки, техники и искусства, участвовать в их пропаганде среди учащихся;
  • выбирать и быть избранным в руководящие органы научного общества;
  • участвовать в городских, российских и международных научно-исследовательских конференциях и конкурсах;
  • призеры вышеуказанных научных мероприятий могут представлять свои работы на итоговой аттестации на экзамене по выбору, если тематика исследовательской работы совпадает с профилем предмета.
  • 6.4.Члены научного общества обязаны:

  • принимать активное участие в реализации планов работы НОУЛ;
  • участвовать в смотре научно-исследовательских работ и проектов;
  • представлять свои работы на научно-практические конференции;
  • отчитываться о проделанной работе.
  • 7. Обязанности председателя НОУЛ

    7.1. Организация плодотворной работы НОУЛ

    7.2. Составление плана работы НОУЛ, графика работы секций, индивидуальных консультаций.

    7.3. Организация индивидуальных консультаций с руководителями секций и учащимися. Осуществление координации работы НМС и НОУЛ.

    7.4. Организация совместной работы пеагогов с психологом лицея по проведению диагностики одаренности детей

    7.5. Организация и проведение научно-практических конференций лицея.

    7.6. Организация участия лицеистов в работе московских, региональных, областных, российских и международных научных конференциях.

    7.7. Освящение деятельности НОУЛ через школьную печать и радио.

    8. Права и обязанности руководителей секций

    8.1. Руководителями секций могут быть ведущие учителя лицея, увлеченные научным творчеством и заинтересованные в данной работе.

    8.2. Руководители секции НОУЛ обязаны:

  • проводить работу совместно с психологами с целью выявления наиболее одарённых учащихся, способных к работе в научном обществе;
  • вовлекать учащихся 3-х - 11-х классов в активную проектную и исследовательскую деятельность;
  • организовать планомерную работу со школьниками, оказать помощь в выборе тем и подборе литературы, проводить регулярно консультации;
  • два раза в год отчитываться о своей работе на заседаниях НОУЛ или НМС. Итогом работы секций считать защиту научно-исследовательских работ, проектов и рефератов лицеистами, проведение интеллектуальных игр и марафонов, участие лицеистов в районных и предметных областных олимпиадах;
  • вести учет о проделанной работе в соответствующих документах: в журнале НОУЛ и в индивидуальных журналах по секциям
  • Научное общество устанавливает ежегодную премию за лучшую работу лицеистов в разных номинациях. За руководство работой, получившей премию года, коллегия научного общества представляет научного руководителя к награждению почетным дипломом и премированию. Устав научного общества обсуждается и принимается на конференции с участием представителей лицея, МГТУ им. Н.Э.Баумана и МПГУ.