Публичный отчет

Подготовка к школе.

В лицее осуществляется подготовка будущих первоклассников к школе. Основная идея её заключается в том, что ребёнок попадает в специальное развивающее пространство и работает в нём, сотрудничая с учителем и с другими с детьми. Это отвечает интересам семьи, интересам лицея и самого ребенка. Дети, придя в первый класс, быстрее и безболезненнее адаптируются к условиям обучения в лицее.
Программа подготовки к школе включает в себя следующую программу учебных занятий:
1. От слова к букве;
2. Математические ступеньки;
3. Развитие моторики;
4. Подготовка к письму;
5.Азбука общения.
Важно, что эта программа не дублирует программу первого класса. Такие подготовительные курсы способствуют формированию у детей желания учиться, поверить в свои силы и личностную значимость.
В 2015-2016 учебном году на подготовительных курсах обучается 75детей.

Начальная школа.

В системе общего образования особая роль принадлежит начальной школе. Целью образовательной деятельности в начальный период обучения в лицее является воспитание человека, обладающего глубокими фундаментальными знаниями, устойчивыми познавательными интересами, компетентного в области научно-исследовательской деятельности, ориентирующегося в информационном пространстве, способного принимать осознанные решения в жизненно важных ситуациях и нести за них ответственность.
К первостепенным задачам, решаемым в лицее, относятся:
1. Развитие духовно-нравственной сферы учащихся, приобщение их к мировым культурным ценностям.
2. Формирование фундаментальных знаний учащихся.
3. Формирование способности учащихся ориентироваться в современном информационном пространстве, приобретать, использовать, создавать информацию средствами ИКТ.
4. Развитие глубоких познавательных интересов учащихся.
5. Формирование компетентности учащихся в осуществлении учебно-исследовательской деятельности.
6. Формирование стремления и готовности вести здоровый образ жизни, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Начальная школа лицея работает по государственным образовательным программам и реализует требования ФГОС. Изучение учебных предметов организуется по программе "Школа России", рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с использованием учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников. Программа "Школа России" позволяет ребенку стать личностью, которая готова к саморазвитию, которая проявляет самостоятельность в действии, умеет делать выбор. Педагоги акцентируют внимание на развивающий характер обучения. В целях повышения уровня образования все учителя используют современные методики преподавания, инновационные технологии.
Главным в образовании является максимальное раскрытие и развитие имеющихся у детей способностей, повышение их общекультурного уровня. С целью развития интеллектуальных способностей учащихся, выявления одарённых детей учителя ежегодно проводят лицейские олимпиады по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. Учащиеся начальных классов принимают участие в общероссийских конкурсах "Русский медвежонок" и "Кенгуру", участвуют в научно-практических конференциях, ежегодно участвуют в городском интеллектуальном конкурсе "Знайка" для выпускников начальной школы.
Учителя начальной школы занимаются организацией научно-исследовательской деятельности учащихся. Учащиеся начальной школы ежегодно принимают активное участие в научно-практической конференции лицея "Я познаю мир".
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется и через внеурочную деятельность, которая ведется в объёме 10 часов во второй половине дня.
Целью внеурочной деятельности в лицее является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, проявления и развития их творческих способностей. Внеурочная деятельность решает следующие задачи:
1. удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей и интересов учащихся;
2. развитие способностей и склонностей учащихся;
3. формирование интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности;
4. формирование ключевых социальных компетенций.
5. обеспечение успешной адаптации ребенка к школе.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
• духовно-нравственное,
• общеинтеллектуальное,
• общекультурное,
• спортивно-оздоровительное,
• социальное.
Духовно-нравственное направление представлено занятиями «Русский фольклор», «Я-гражданин России», цель которых – приобщение детей к истокам русской культуры и народным традициям, в воспитании терпимости к культуре и традициям народов России, в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народа.
Общеинтеллектуальное направление ориентировано на развитие познавательных интересов детей, расширение их культурного кругозора, развитие интеллектуальных способностей. В рамках данного направления организуются занятия «Умники и умницы», «Информатика в играх и задачах», «Весёлый английский», предполагающие викторины, конкурсы, познавательные игры и беседы, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, праздники. Выполнение разного рода проектов (исследовательских, творческих, практико-ориентированных) в рамках занятий «Я – исследователь» прививает детям интерес к научной деятельности, развивает познавательные интересы детей, приучает действовать в группе.
Общекультурное направление внеурочной деятельности создает условия для творческого развития школьника, его самореализации, самопроявления. Осуществляется в форме занятий «Волшебная кисточка», «Бисероплетение», которые предполагают выполнение детьми различного рода поделок, игрушек, рисунков, коллажей, подготовку и проведение выставок, праздников. Занятия «Юный историк» предполагают знакомство с историей России, в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народа.
Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование интереса обучающихся к физкультуре и спорту и стремления вести здоровый образ жизни. Данное направление представлено занятием «Играем вместе», которое проводятся в рамках динамической паузы между уроками и занятиями внеурочной деятельности.
Социальное направление представлено занятиями «Учусь общаться», цель которых – развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
На занятиях «Школа безопасности» проходит изучение тем по правилам дорожного движения и основам безопасности жизнедеятельности. Особое внимание уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях. Занятия проводятся в рамках динамической паузы между уроками и занятиями внеурочной деятельности.

Cреднее и старшее звено лицея.

Образовательный процесс на средней ступени обучения направлен на формирование глубоких и прочных знаний учащихся, овладение основными способами деятельности, присущими конкретным предметным областям, развитие познавательной активности учеников. Основными направлениями деятельности лицея являются дальнейшее развитие системы профильного обучения, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, вовлечение преподавателей и учащихся в научно-исследовательскую деятельность, совершенствование системы взаимодействия с высшими учебными заведениями.
В 2015-2016 учебном году Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС) реализуется в 5-7 классах лицея. ФГОС призван развивать активную учебно-познавательную деятельность в ребенке, формировать готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. Построение образовательного процесса идет с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Отличительной особенностью образовательного процесса в 5-7 классах является введение внеурочной деятельности.
Целью внеурочной деятельности в лицее является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, проявления и развития их творческих способностей.
Внеурочная деятельность решает следующие задачи:
1. удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей и интересов учащихся;
2. развитие способностей и склонностей учащихся;
3. формирование интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности;
4. формирование ключевых социальных компетенций.
5. обеспечение успешной адаптации ребенка в социуме.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- духовно-нравственное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное,
- спортивно-оздоровительное,
- социальное,
в таких формах как игры, экскурсии, секции, круглые столы, конференции, диспуты, разнообразные конкурсы, соревнования, олимпиады, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Духовно-нравственное направление представлено занятиями «Моя малая Родина», цель которых – формирование основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими, воспитание нравственности, патриотизма учеников, любви к Родине, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Занятия включают посещение музеев, разнообразные экскурсии и прогулки, просмотр видео- и кинофильмов, организацию бесед, дискуссий, познавательных турниров, внеклассных и внешкольных праздников и т.д.
Общеинтеллектуальное направление ориентировано на развитие познавательных интересов детей, расширение их культурного кругозора, развитие интеллектуальных способностей. В рамках данного направления организуются занятия «Я и окружающий мир», предполагающие викторины, конкурсы, познавательные игры и беседы, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, праздники. Выполнение разного рода проектов в рамках данного направления (исследовательских, творческих, практико-ориентированных) в рамках занятий «Робототехника», «Лого миры», «Занимательная математика» прививает детям интерес к научной деятельности, развивает познавательные интересы детей. Проектная деятельность предоставляет возможность ученикам 5-7-х классов принимать активное участие в работе лицейского научного общества «Прометей», НПК «Я познаю мир».
Общекультурное направление внеурочной деятельности создает условия для эстетического развития школьника, его самореализации, самопроявления, культурного развития. Осуществляется в форме клубных занятий. Направление представлено клубами «Этика и этикет», «Бальные танцы», занятия в которых призваны развить в детях коммуникативные и общекультурные ценности; занятия «Студии дизайна» предполагают выполнение детьми различного рода поделок, игрушек, рисунков, коллажей, подготовку и проведение выставок, праздников.
Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование интереса учеников к физкультуре и спорту и стремления вести здоровый образ жизни, формирование умений действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Данное направление представлено занятиями «Быстрые, смелые, ловкие», которые предполагают вовлечение лицеистов в спортивные занятия, творческие работы, конкурсы.
Социальное направление представлено занятиями «Моё родное Подмосковье», цель которых – повышение информационно-коммуникационной компетентности лицеистов, развитие толерантности, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других участников образовательного процесса через систему совместных творческих работ, викторин, конкурсов. Данное направление предполагает создание и участие лицеистов в социально значимых проектах класса, группы классов, лицея в целом.
Внеурочная деятельность организована на основе реализации рабочих программ, разработанных руководителями занятий.
При организации занятий соблюдаются основные здоровьесберегающие требования к осуществлению внеурочной деятельности:
• форма проведения занятий отличная от урока;
• соблюдение динамической паузы между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в лицее.
Особенностью обучения в 7 классе лицея является введение пропедевтического курса химии, что позволяет с 8 классах формировать предпрофильные классы.
В лицее занятия в таких классах проводятся с использованием современных педагогических технологий, внедрением в учебный процесс научно-исследовательской деятельности учеников и преподавателей. Строго соблюдается дифференцированный подход к обучению, используются практические и зачетные занятия, активно используются мультимедийные программы.
Структура профильного и предпрофильного обучения в лицее является гибкой, количество и наименование профилей может меняться в зависимости от социального заказа, но ежегодно работает не менее 3-х профилей.
В 2015-2016 учебном году в лицее работают классы:
• информационно-технологического профиля /на профильном уровне изучаются математика, информатика, физика/;
• естественнонаучного профиля /на профильном уровне изучаются химия, биология, математика/;
• физико-математического профиля / на профильном уровне изучаются математика, физика /;
• социально-экономического профиля /на профильном уровне изучаются математика, обществознание, экономика, право/. Остальные учебные предметы изучаются в строгом соответствии с базисным учебным планом.
В соответствии с рекомендациями Министерства образования Московской области по реализации направлений модернизации общего образования, в 10-11 классах лицея созданы профильные классы по тем же направлениям, что позволяет обеспечивать преемственность обучения на старшей ступени. Учебная нагрузка ученика не превышает максимальный объем учебной нагрузки, определенный БУПом.
Производится деление учащихся по подгруппам на занятия по информатике, иностранным языкам, технологии, физкультуре (в соответствии с рекомендациями Министерства образования Московской области к БУП).
Промежуточная аттестация учащихся лицея 8-х и 10-х классов проводится в конце учебного года в форме контрольных работ по русскому языку, математике и профильным (предпрофильным) предметам.
Все дисциплины, входящие в федеральный компонент, реализуются в лицее в полном объеме.
В 2015-2016 учебном году в лицее сформированы два 10-х класса, работающие по 3 профилям:
• информационно-технологический, где на профильном уровне изучается математика (алгебра и начала анализа – 4 часа, геометрия - 2 часа); информатика и ИКТ – 4 часа (углубленное изучение);
• социально-экономический, где на профильном уровне изучается математика (алгебра и начала анализа – 4 часа, геометрия – 2 часа), обществознание – 3 часа, право – 2 часа, экономика – 2 часа;
• естественнонаучный, где на профильном уровне изучается химия – 3 часа, биология – 3 часа, математика (алгебра и начала анализа – 4 часа, геометрия – 2 часа).
За счет часов регионального компонента в 10 классе введено изучение предмета «Русское речевое общение» - 1 час.
За счет часов образовательного учреждения в профильных классах-группах увеличено количество часов на следующие предметы:
• информационно-технологический профиль: физика – 1 час (спец. курс); введен спецкурс по математике – 1 час;
• естественнонаучный профиль: введен курс экологии – 1 час.
В лицее также сформированы два 11-х класса, работающие по 3 профилям:
• информационно-технологический, где на профильном уровне изучается математика (алгебра и начала анализа – 4 часа, геометрия - 2 часа); информатика и ИКТ – 4 часа (углубленное изучение);
• социально-экономический, где на профильном уровне изучается математика (алгебра и начала анализа – 4 часа, геометрия – 2 часа), обществознание – 3 часа, право – 2 часа, экономика – 2 часа;
• естественнонаучный, где на профильном уровне изучается химия – 3 часа, биология – 3 часа, математика (алгебра и начала анализа – 4 часа, геометрия – 2 часа).
За счет часов регионального компонента в 11 классе продолжено изучение предмета «Русское речевое общение» - 1 час.
За счет часов образовательного учреждения в профильных классах-группах увеличено количество часов на следующие предметы:
• информационно-технологический профиль: алгебра и начала анализа – 1 час (спец. курс), физика – 1 час (спец. курс);
• естественнонаучный профиль: продолжен курс экологии – 1 час.
Можно проследить динамику качества знаний учащихся предпрофильных и профильных классов по профильным предметам за 3 учебных года.
По представленным данным видно, что по профильным предметам учащиеся имеют довольно стабильные результаты в течение всего учебного года.